Периодонтит

Публикуем статью врача — стоматолога — терапевта, заведующей терапевтическим отделением клиники «Денталика», г. Санкт-Петербург, Натальи Львовны Майоровой

Диагноз «периодонтит» ставится при поражении околоверхушечных тканей корней зуба, что может быть вызвано инфекционным, токсическим, аллергическим или травматическими факторами. Нередко в развитии верхушечного периодонтита участвуют одновременно несколько перечисленных агентов.

Воздействие инфекции на околоверхушечные ткани связано с прогрессированием воспалительного процесса в пульпе и её деструкции (разложении).

Токсины, вызывающие верхушечный периодонтит — это, прежде всего микробные эндотоксины и токсические вещества, образующиеся в процессе распада тканей пульпы.

Причиной верхушечного периодонтита могут явиться и химические вещества, растворы и медикаменты, обычно не вызывающие повреждения околоверхушечных тканей или воспалительной реакции. Это происходит по причине особой чувствительности организма (сенсибилизации) или не совсем правильном использовании препаратов (превышение времени воздействия, вывод за верхушку корня при внутриканальном применении и т.д.).

Верхушечный периодонтит может быть вызван травмой. Острая травма связана с ударом, ушибом зуба, причем твёрдые ткани зуба при этом могут оказаться и не повреждёнными.

Травмирование околоверхушечных тканей возможно и при проталкивании за верхушечное отверстие корневой пломбы, штифта. Обычно острая травма приводит к развитию острого верхушечного периодонтита, а при уже сформировавшемся хроническом процессе — к его обострению. Микротравма верхушечного периодонтита может быть связана с пломбой, вкладкой или искусственной коронкой, образующей точку опережения смыкания остальных зубов, с некоторыми аномалиями положения зубов, а также с ортодонтическим лечением. Особое место в микротравматическом повреждении занимают некоторые привычки: перекусывать нитку, проволоку, кусать карандаш, ручку и т.п.

Таким образом, патологии периодонта по международной классификации делятся на:

1. Острый апикальный периодонтит (бактериальной и небактериальной этиологии).
  2. Хронический апикальный периодонтит (протекает практически бессимптомно).
  3. Хронический гнойный апикальный периодонтит (наличие свищевого хода на слизистой около больного зуба).
  4. Острый апикальный абсцесс (присоединяется отёк и гиперемия (покраснение) мягких тканей).

Ощущения пациента и признаки заболевания зависят в основном от того, острый это или хронический периодонтит.

При остром верхушечном периодонтите появляются постоянные усиливающиеся боли пульсирующего характера, боли от малейшего прикосновения к зубу. Боли могут распространяться на всю половину лица. Десна и переходная складка могут быть гиперемированными, отёчными. Регионарные лимфатические узлы могут увеличиваться и быть болезненными при пальпации. Возможна асимметрия лица вследствие отёка. В тяжёлых случаях острого гнойного верхушечного периодонтита наблюдается выраженная общая реакция: головная боль, слабость, повышение температуры тела, нарушение сна. На этом этапе больной нуждается в неотложной помощи, при неоказании которой может развиться такое тяжелейшее осложнение, как флегмона. Лечение этого осложнения проводится в стационаре, на отделении хирургической стоматологии.

Хронические формы верхушечного периодонтита характеризуются весьма скудной симптоматикой. Больные жалуются на периодические боли или неприятные ощущения в области поражённого зуба («зуб не такой, как другие»). Может быть изменён цвет коронковой части зуба. Из анамнеза выясняется, что зуб болел в течение относительно длительного времени или был пролечен в прошлом. Часто отмечается характерный запах распада, а в десне может быть свищевой ход, либо нежные рубцы — следы свищей. При надавливании на десну вблизи свища, иногда появляется капля гноя. Перкуссия (постукивание по зубу) безболезненна или вызывает неприятные ощущения. Хронические формы периодонтита периодически обостряются, причиняя пациенту более неприятные ощущения, чем обычно. Многие отмечают усиление боли при приёме горячей пищи и, наоборот, — облегчение от холода. Клинически обострение хронического периодонтита соответствует картине при остром верхушечном периодонтите. Однако из анамнеза выясняется, что подобные явления (обострения) уже наблюдались ранее.

Рентгенологическая картина верхушечных периодонтитов может быть как с ярко выраженными формами деструкции костной ткани, так и с незначительным расширением периапикальной щели, с чёткими границами деструкции (гранулёма, киста), либо размытыми.

При несвоевременном лечении верхушечных периодонтитов могут развиваться такие осложнения, как гайморит, синусит (если воспаление на верхней челюсти), сдавление нижнечелюстного нерва. Иногда у пациентов постоянно держится субфебрильная температура тела (37 — 37,2), что свидетельствует о нахождении очага инфекции, который наносит вред всему организму.

Принципы лечения

При лечении верхушечных периодонтитов необходимо остановить воспалительный процесс в околоверхушечных тканях и не допустить его распространения, добиться восстановления костной ткани в очаге деструкции, обеспечить восстановление функций зуба и исключить возможность инфекционно-токсического и аллергического воздействия на организм. Нередко в первую очередь приходится устранять болевой синдром. Перечисленные требования выполнимы только при эндоканальном (внутриканальном) лечении верхушечного периодонтита. Для этого в нашей клинике «Денталика» используются современные инструменты — как ручные, так и машинные, для правильной механической обработки корневого канала, чтобы удалить распад пульпы и инфицированные ткани цемента корня, бактерии и продукты их обмена, повинные в возникновении периапикального воспаления. А также для придания каналу равномерное коническое расширение, для того чтобы медикаментозная обработка антисептическими растворами чётко проходила по всей длине корневого канала (вплоть до апекса — верхушки корня). Обязательно используется ультразвуковая обработка корневого канала, т.к. ультразвук усиливает действие ирригационных растворов (гипохлорит NA 3%; хлоргексидин 2%). Далее необходимо хорошо обтурировать (запломбировать) корневой канал, чтобы не было вторичного инфицирования. С этой же целью и для удобства при работе используется система изоляции операционного поля — коффердам. В зависимости от клинической картины, окончательная обтурация канала осуществляется либо в первое посещение, если лечение проходило не в период обострения, и врач уверен в качественной обработке корневого канала (но необходимо предупредить пациента о возможных осложнениях), либо лечение разбивается на два, а иногда и большее количество этапов. В первое посещение канал пломбируют препаратом с гидроксидом кальция (временная повязка на период между лечебными приёмами). Гидроксид кальция обладает следующими необходимыми для нас свойствами:

1. Выраженный антибактериальный эффект.
  2. Рассасывающее действие на некротизированные ткани в корневом канале.
  3. Образование апикального твёрдотканного барьера.

Оптимальный срок нахождения лекарства в корневом канале 14-21 день. В следующее посещение при отсутствии жалоб со стороны пациента производится окончательная обтурация корневого канала гуттаперчей с силером (корневой пломбировочный материал).

В крайне редких случаях острого гнойного апикального воспаления приходится прибегать к разрезу слизистой, например при заблокированном канале, или ослабленном общем состоянии. Необходимость в прикрытии антибиотиками обычно не возникает, если удалось провести качественную внутриканальную обработку. Процент благоприятного исхода терапевтического лечения периапикальных воспалений очень высок (около 82% случаев первичного лечения, около 72%  — вторичное лечение (см. статью «Вторичная эндодонтия»)).

Применение хирургических методов лечения — ампутация корня (удаление), гемисекция (удаление 1 или 2 корней в многокорневом зубе), резекция (иссечение) верхушки корня желательно использовать только в тех случаях, когда внутриканальное лечение не осуществимо или не достигает цели, т.к. они  травматичны и не в состоянии обеспечить некоторые требования, выдвигаемых при лечении околоверхушечных воспалений. Таким образом, если можно осуществить хорошее эндодонтическое лечение зуба с периапикальным воспалением, и состояние его коронковой части и твёрдых тканей корня, а также состояние пародонтологического аппарата позволяют в дальнейшем восстановить коронковую часть терапевтическими (реставрация композитными пломбировочными материалами) или ортопедическими (вкладка, коронка) способами, то необходимо это сделать, чтобы сохранить свой зуб. Зуб, который будет выполнять свою функцию в полном объёме.

Майорова Н.Л., врач-стоматолог СПб.,октябрь 2009г.

Уважаемые коллеги! При копировании информации размещение ссылки на сайт-источник http://www.dentalika.ru обязательно!

Шарма Татьяна изумительный врач и просто прекрасный человек! За восемь месяцев мы сделали зубы абсолютно ровными к свадьбе, когда другие врачи говорили, что понадобится более 1,5 лет. Спасибо огромное!
Белоус Юлия   14.08.2014